Зима - кататься или не кататься. Или о некоторых аспектах зимнего катания на велосипеде.
(Статья нашего постоянного кореспондента и эксперта по велотрабалсам)
Какую резину ставить на обода? Возможны несколько вариантов. 1. Самый дешевый и самый опасный. Кататься на обычной зубастой резине. Зимой она становится жестче и начинает вгрызаться в неплотно укатанный снег. Против льда бессильна. Катание требует внимания и аккуратности в управлении велосипедом. Несмотря на это, вероятность падения приближается к 100%. Как правило, падение происходит в самый неожиданный и неподходящий момент. Впрочем, в городе на чистых улицах, этот вариант вполне сойдет (необходимо внимательно смотреть под колеса - очень легко словить пятак льда на плохо очищенной дороге). 2. Достаточно дешевый, но трудоемкий. Шиповать самому зубастую летнюю резину. Описания этого процесса встречаются в сети (например в этих местах http://forum.mtbtula.ru/index.php?showtopic=657 , http://alekssi.narod.ru/velo_pricks.htm или http://www.realbiker.ru/articles/2007-02-studded_tyres.shtml). В зависимости от Вашего трудолюбия и фантазии, получается неплохо держащая на укатанном снегу и льду покрышка. На этом ее достоинства заканчиваются. Вес, накат, долговечность, и, особенно, предсказуемость поведения! - оставляют желать лучшего. 3. Дорогостоящий вариант. Фирменная шипованая резина. Различается количеством и расположением шипов. Грубая оценка может быть произведена по их количеству. 200 шипов для спокойного катания, а вот 300 и более - это подойдет и для агрессивной езды. К сожалению, оценить как будет держать резина только по количеству шипов невозможно. На первый план выходит качественный показатель - расположение шипов. Опять же грубая оценка, по количеству рядов ошиповки 2, 4 или более (больше - лучше). Но и это не окончательный диагноз. Важно их взаимное расположение. При некотором навыке по рисунку протектора можно оценить, что ждать от этой резины. Но самый лучший критерий - это практика. Проехать (если это возможно) и оценить ее поведение. Если пощупать вживую покрышки не удается, неплохо пообщаться со счастливыми обладателями шипованой резины. Кстати, если Ваш вес не так уж велик, то сцепные свойства шиповки могут заметно ухудшится. Следует кое-что помнить и не ждать чуда. Какую бы резину Вы не поставили на свой велосипед, он не превратится в вездеход. Шиповка хорошо держит только на чистых и относительно ровных поверхностях. Если дорога припорошена снежком - начинается юз и приходится ловить равновесие. Поведение велосипеда напоминает поведение автомобиля на рыхлом снегу. В общем, чем более глубокий слой рыхлого снега, тем сложнее двигаться по нему. Да и попадание на скорости в такое место на дороге чревато падением. Очень неприятны колеи, особенно покрытые тонким слоем снега. В таких местах шипованная резина, как правило, работает хуже всего. Шипов по краям протектора не хватает для надежного сцепления с дорогой. А снежок только ухудшает ситуацию - ведь коротким победитовым шипам намного труднее пробиться до твердой поверхности, несмотря на мощные резиновые шипы протектора. Дорога становится очень скользкой. Управление велосипедом в таких местах должно быть очень аккуратным.
Что одеть на себя? Одежда из современных материалов разделяется по трем основным назначениям или слоям. Первый слой. Нательное термобелье, отводящее влагу от тела, которое остается относительно сухим и гораздо меньше стынет. Делается из синтетических материалов типа полиэстера (Polyester) или полипропилена (Polypropilen). В зависимости от расчетной рабочей температуры имеет различную структуру и может иметь дополнительно вплетеные нити из х/б или шерсти. Для активного движения, как правило, хватает самого тонкого термобелья. Второй слой - утепление. Используются материалы типа флис (Fleece) или полартек (Polartec). Неплохо работает и шерсть. Количество теплозащиты определяется опытным путем. Как правило, через некоторое время, вработавшись и разогревшись, останавливаешься, чтобы снять с себя избыток одежек. Третий слой - ветрозащита. На Ваш вкус. Желательны мембранные материалы типа Gore-Tex или его аналоги. А также мембранные материалы с дополнительным утеплением, такие как Gore Windstopper (на основе несколько более совершенной, чем уже ставшей классикой Gore-Tex, мембраны Windstopper) или WindBloc (Polartec Windbloc). Они и защищают от ветра и дышат, выводя испарения пота наружу. Неплохо иметь какую-нибудь велоодежку со встроенным памперсом. При его отсутствии, в начале прогулки создается впечатление, что Вас посадили голым задом на раскаленную сковородку. Потом температуры контактирующих поверхностей выравниваются и все приходит в норму. Но если есть возможность получить больше комфорта, то почему бы не использовать эту возможность? В начале прогулки, пока Вы недостаточно разогреты, обычно стынут бедра и колени. Для противодействия не помешают длинные, хорошо закрывающие бедра, велотрусы. Очень и очень желательно брать с собой комплект теплой одежды на случай непредвиденной длительной остановки, например для замены камеры. Самым хорошим образом зарекомендовала себя одежда от таких производителей как Helly Hansen, Lowe Alpine, Patagonia, VauDe, Bask.
Что одеть на ноги? Самое простое, перейти зимой на «топталки». И кататься в обычной обуви, утеплив ноги по своему вкусу. Сложнее, если Вы не хотите расстаться с любимыми «контактами». Конечно, если Вы обладатель морозостойких ног, то все упрощается. Выходи и катайся. А вот владельцам ног обычных стоит немного подготовиться к покатушке. Идеи при защите ног от холода те же, что и при защите тела. Несколько отличаются используемые материалы. Первой линией обороны от холода на ногах будут выступать носки из материала на основе CoolMax. Можно поискать носки и из более традиционных для термобелья материалов - например полипропилена. В принципе, можно использовать и что-нибудь другое, но не хорошо впитывающие влагу х/б носки. Далее, собственно, утепление. Можно использовать крутые носки из современных синтетических материалов с добавлениями шерсти. Но стоит вспомнить, что все это просто попытки исправить недостатки природных материалов - меха и шерсти (самые существенные - вес и размеры). Да и не все синтетические материалы хорошо работают на ногах - они просто продавливаются, истончаются и относительно быстро теряют свои теплоизолирующие свойства. Так что отлично подойдут толстые шерстяные носки домашней вязки (греют они очень даже хорошо). Последняя линия обороны - ветрозащита. Для этого неплохо зарекомендовали себя чуни из неопрена (этот материал используется в гидрокостюмах), одеваемые поверх велотуфлей. В продаже можно встретить чуни всяких видов - выбирай на вкус. Или изготовить их самому из кусков старого драного гидрокостюма, завалявшегося у Вашего приятеля-серфера. При покупке чунь в магазине следует обратить внимание на качество швов. Швы должны быть не просто прошиты (в этом случае через них проходит холодный воздух), а проклеены наглухо. Есть еще такой фактор, как толщина и качество неопрена. Можно еще добавить, что в моделях с наружной тканевой защитой всегда будет несколько холоднее, чем в моделях с гладкой наружной поверхностью. Кстати сказать, из так называемого «дышащего» неопрена (Airprene - Аирпрен) изготавливают и велосипедные перчатки, и куртки, и штаны, дающие при небольшой толщине вполне достойную защиту от холода и ветра. В велотуфли желательно положить качественную стельку, т.к. обычно ноги начинают стыть от места крепления шипа к туфлям. При езде на велосипеде в контактных велотуфлях кровообращение гораздо хуже, чем, например, при беге на лыжах. Не стоит сильно затягивать шнуровку велотуфлей - этим Вы ухудшите и так слабый приток крови к пальцам ног и они будут быстрее стыть. Настоятельно рекомендуется начинать поездку с хорошо разогретыми ступнями ног. Для этого нужно одевать велотуфли и ветрозащиту на них в теплом помещении. Велотуфли не должны быть холодными. Во время поездки ноги и так будут мерзнуть, а вот скорость замерзания будет напрямую зависеть от Вашей готовности к поездке при данных погодных условиях. В солнечный безветренный день при температуре до -10 градусов, прогулка на велосипеде доставит много приятных впечатлений. Но при ветре уже в 5-7 м/с поездка может превратится в борьбу с переохлаждением выступающих частей тела. Во Владивостоке обычный зимний день с температурой -10-12 градусов, ветром порядка 7 м/с и влажностью 70-75% будет ощущаться по комфортности как -25 градусов в более континентальном климате. Но лично я считаю, что -25-30 градусов в Арсеньеве переносятся легче, чем Владивостокский ветренный морозный денек. Стоит только слезть с велосипеда на рыхлом снегу - и появляется еще одна проблема. На шип велотуфлей налипает и быстро смерзается снег, и встегнуть их в педали становиться невозможно. Для ее решения желательно иметь неподалеку какой-нибудь небольшой заостренный предмет для очистки шипа в велотуфлях. Совсем забыл упомянуть и о такой экзотике как зимние конкактные велотуфли, хотя бы от того же Shimano. Например Shimano MT90, Shimano MW02 в которых используется Gore-Tex или Shimano W101. По отзывам счастливых обладателей, удовлетворительно работают примерно до -10 градусов. Если температуры ниже, приходится принимать дополнительные меры. Все-таки «их» зимы это Вам не «наши»! Цена такого удовольствия порядка 100-150 USD (без доставки). Тем, кто желает максимального комфорта в ногах, но не хочет отвыкать за зиму от правильного педалирования (и при этом он не упражняется регулярно на велостанке), можно установить старые, ныне всеми позабытые, туклипсы. И кататься в обычной обуви.
Что одеть на руки? На руки желательны теплые ветронепроницаемы перчатки из мембранного материала WindBloc. Windstopper может и не хватить. И уж точно не WindProof - такая «защита» продувается очень легко! Вполне прилично работают обычные кожаные перчатки. Как ветрозащиту можно использовать и брезентовые рукавицы. Комфорт обеспечен, но пользоваться тормозными рукоятками будет очень неудобно, а про пользование триггерным переключателем передач лучше промолчим. Поэтому лучше выбрать качественные перчатки.
Что одеть на голову? Будет вполне достаточно обычной вязаной шерстяной шапочки в сочетании с налобной повязкой из Polartec 100 или 200. Более практична шапочка из Polartec с поясом из WindBloc, закрывающим лоб и уши. При сильном ветре и низких температурах Вас выручит ветрозащитная маска или балаклава. Набегающий на скорости холодный воздух заставляет слезиться глаза. Используйте защитные очки.
Хотелось бы подвести небольшой итог по одежде. Степень Вашей комфортности в холодный зимний день определяется многими факторами - погодой (температура, ветер, влажность, облачность), Вашей спортивной формой и закалкой, интенсивностью движения, количеством и качеством одежды, давностью принятия пищи и ее составом, а также прочими переменными (и не в последнюю очередь настроением, с каким Вы отправились на покатушку). Помните, что все эти навороченные современные материалы только сохраняют тепло выделяемое Вами. Т.е. рассчитаны на активное движение (именно поэтому и рекомендуется брать с собой теплую одежду на случай непредвиденной длительной остановки). Но чрезмерно утеплились - усилилось потоотделение при работе. И вот уже Ваше крутое термобельё не спасает и Вы плаваете в собственном поту, быстро стынущем (вместе с Вами) на пронизывающем ветру. Да и дорогущие мембранные материалы тоже имеют свой предел по пропусканию паров (и вдобавок очень требовательны к уходу за собой). Не стоит чрезмерно утепляться. Лучше лишний раз остановиться и снять или одеть слой утепления, чем потом подмерзать из-за своей лени. Строго говоря, порекомендовать одежду для зимнего катания для всех и на все случаи невозможно. Если Вы выехали на короткую темповую тренировку, то неприятные ощущения Вам гарантированы, т.к. Вы однозначно взмокните (и потом все это просушите прямо на себе). Но выезжающие в такие поездки, как правило, представляют границы своих возможностей. Да и в сравнительно короткой поездке при соответствующем настрое можно многое перетерпеть. Другое дело, если Вы отправились в многочасовую прогулку. В этом случае надо подготовиться получше. И вообще. На мой взгляд, главное - это качественная ветрозащита! Иначе прогулка может превратиться в борьбу за свое здоровье. На километровом спуске ветер пронизывает насквозь! Скорости как летом, а вот температуры не те. Приходится даже подтормаживать, чтобы не замерзнуть от набегающего ветра. При этом подкручивая педали для согревания ног. А отогреваться интенсивно работая на подъемах. Да и на ровных участках ехать против пронизывающего ветра (Ваши 20 км/ч + столько же у ветра = 40 км/ч, т.е. более 10 м/с) невелика радость. Если Вы чувстуете, что руки или ноги «прихватило», необходимо немедленно остановиться и приступить к процедуре экспресс-согревания - так называемому «отмахиванию». Суть его в энергичных с широкой амплитудой (и это очень важно!) махах замерзшей конечностью до восстановления её чувствительности.
Что делать с велосипедом? При температурах -10-12 градусов никакого особенного обслуживания не требуется. Может упасть давление в камерах шин и воздушных вилках. Поэтому рекомендуется выставить велосипед на холод и проконтролировать по манометру давления. Начинают значительно жестче работать эластомерные вилки. Они попросту «дубеют» и становятся ригидными (увы, но с этим почти ничего не поделаешь). С масляными вилками особых проблем нет, если только у Вас не старое загустевшее масло или на улице ну очень холодно. Это решается заменой масла. Стандартное масло имеет вязкость 5W, а когда «ну очень холодно», может понадобиться масло с вязкостью 2,5W. При температурах -20 и ниже заметно густеет и твердая смазка. Начинают с ощутимым усилием вращаться различные узлы велосипеда. Но при таких температурах найдется очень немного любителей зимнего катания. Стоит обратить побольше внимания на смазку цепи. Как уже было упомянуто, смазки зимой замерзают и начинают затруднять движение. Поэтому не стоит применять густые смазки. Имеет смысл присмотреться к жидким сортам масел, либо ограничиться тефлоновыми спреями. Вполне неплохо зарекомендовала себя промывка цепи жидкостями типа WD-40 или зимним дизельным топливом (этот вариант подойдет не всем из-за специфического запаха дизтоплива). Если Ваши прогулки проходят по заснеженным местам, то возможно попадание снега в переключатели и, как следствие, неправильное их функционирование. Поэтому они тоже нуждаются в регулярной чистке и промывании. При форсировании незамерзших водных преград владельцам тормозов V-brakes следует помнить, что на обода может намерзнуть тоненькая корочка льда. И стать причиной их отказа. Если зимнее катание проходит по городу, то обслуживание велосипеда должно быть более тщательное, т.к. соль, обычно зимой покрывающая улицы, быстро станет причиной различных проблем.
Как начать кататься зимой? Основной аргумент противников зимнего катания - «Потому что зима»! И затем разъясняется, что зимой холодно, скользко и вообще, никто не катается, потому что сейчас, как Вы уже заметили, зима. Мы уже рассмотрели, что можно противопоставить холоду, ветру и скользкой дороге. Теперь попробуем преодолеть последнее препятствие - моральное, выйти на улицу и сесть на велосипед. Решиться на что-либо неизведанное всегда трудно. Идеальным временем для начала зимнего катания будет полуденный час в солнечный безветренный! день с легким морозцем. В такой день замечательно кататься на коньках, лыжах, сноуборде. Большим достоинством велосипеда является то, что до мест катания на всех перечисленных спортивных снарядах еще надо добираться. С велосипедом же все намного проще, сел - и покатушка началась! Если даже в такой чудесный день решиться на велопрогулку тяжело, то стоит поискать единомышленников. Поспрошайте знакомых и глядишь, Вы уже не один. А в хорошей компании, когда тяжесть решения разделена на всех, уже и не трудно начать зимнее катание на велосипеде.
P.S. Это эссе является переосмыслением и обобщением опыта зимнего катания нескольких любителей такого времяпровождения. Автор оставляет за собой право изменять и дополнять его по мере дальнейшего приобретения опыта.
|